Конструктор сайтов - uCoz

Часть вторая:

07.01.2007г.

1. Горные промыслы и сила нервных процессов.

Дрюков Пётр Петрович и Бурлаков Иван Иванович – мои предки, как и его предки, были из крестьян, и в целой массе судьба у нас похожа. В 1812г. крестьяне сражаются с французами, отчего и название «Первая Отечественная», затем казаки берут Париж. После того, долгие годы крепостничества. И если брать Урал и рассматривать его в историческом плане, то Крестьянская реформа 1861г., лишила в том числе, Екатеринбургскую гранильную фабрику даровой рабочей силы. Указ об увольнении: «от обязательного труда, навсегда, с потомством, всех нижних чинов и мастеровых горных заводов и фабрик». С фабрики ушли лучшие художники и мастеровые. И встал вопрос о закрытии фабрики или отдаче её в аренду, но такое намерение Кабинета встретило сопротивление со стороны всех любителей камня в Петербурге и на Урале. Руководство фабрики стремилось показать её изделия на выставках в России и за границей, о чём свидетельствуют медали всемирных выставок и, фабрика получила ряд заказов на многие изделия.

Завод начал выпускать изделия для частного рынка. Разрешено продавать продукцию фабрики с надбавкой к себестоимости в 12%. Управлял фабрикой Мостовенко - был подготовлен орлецовый монолит для саркофага (авт. станция метро «Маяковского» украшена родонитом-орлец), закончены два клиросных киота и бюллюстрада из орлеца и ряд украшений из яшмы для храма Воскресения в Петербурге. Фабрика участвовала в Нижегородской выставке 1895г., где был установлен грандиозный грот из 108 разных минералов. При фабрике существовала школа-мастерская, из которой вышли все лучшие мастера, которые исполнили много работ для храма и изготовили карту Франции к Парижской выставке 1900г. Посетители говорили: «Что незабываемое впечатление остаётся от двух гениальных произведений – знаменитой Эйфелевой башни и от карты Франции», которая представляет собой выдающееся произведение мозаичного искусства, и которая хранится в настоящее время в Лувре. Изготовлялась она по проекту Мостовенко и под его непосредственным наблюдением. Для составления проекта карты из Франции было выписано несколько топографических карт. Подбор красок для каждого департамента потребовал большого количества вариантов. Карта представляет собой мраморную доску площадью 1м.кв., на которой 86 департаментов набраны в виде мозаики из уральских яшм, шайтанского переливта и многих др. камней в раме с резьбой по углам из полосатой николаевской яшмы. Самоцветами обозначены 106 городов: для Парижа – сиберит (красный турмалин), Нанта – берилл, Гавр и Марсель – изумруд, Руан – сапфир, Бордо – аквамарин, более мелкие города отмечены аметистами, топазами и дымчатым хрусталём. Реки и озёра показаны платиной (750см.), названия городов выполнены из золота. Исключительно художественный вкус и тонкое мастерство были оценены по достоинству – шедевр прикладного искусства. Были опубликованы десятки статей и брошюр. Карта получила высшую награду Всемирной выставки, а её автор В.В.Мостовенко – командорский крест Почётного легиона, В 1911г. он был назначен директором Петергофской гранильной фабрики, а Екатеринбургскую передал своему преемнику художнику И.Андрееву.

Человеческий гений создаёт великолепные залы, Эрмитажи и Лувры, которые в свою очередь наполняются бесценными произведениями творческого неистовства и терпения. Меняется мода и власть, меняются стили и жанры, но над всем над этим витает безжалостное время потока и разграбления. Зримое рассказывает – рассказываемое зримо. Многие явления в развитии искусства одновременны, однородны, аналогичны и имеют общие корни и общие формальные показатели. Живопись, литература и др. виды искусств управляются воздействием социальной действительности и находятся в тесной связи между собой. Информация о судьбах художников и о судьбах картин представляет собой безграничное море-океан, который без «Пейзажной энциклопедии» - «Книги польз об основах и правилах пейзажной науки», по аналогии с «морской наукой» уже не обойтись.

Базелянский сравнивает живопись с театром - готовая картина это живописная премьера. Меняя стиль от любопытно-дотошного до жутко-серьёзного он на всех парусах заходит в Сад Живописи и знакомит нас с пятью художниками, упоминаемыми и нами. Есть сходство в элементах такелажа и свойствах судеб – кораблей творчества художника и его шедевров.

Сын купца, потомок сибирских каторжан, его отец в 1625г. боярин Кондинский подал царю челобитную об обидах и насильствах воеводы града Пелыма «де служил с детьми и внучатами». Жалоба не помогла, а боярина сослали куда подальше. Вот откуда в род Кандинских влилась тунгусская и бурятская кровь, а отсюда и генная память давала о себе знать В.Кандинскому. Базелянский отмечает, что «Создание картины художник считал чуть ли не ритуальным действом, сравнивая с шаманским бубном. Ритмичными ударами шаман сначала вселяет в бубен душу, а уж потом воздействует на окружающих… оживляет полотно ударами кисти, вызывая вибрацию собственной души, а потом – и зрителя». Виктор Кандинский, родственник и один из основоположников психиатрии ввёл в оборот термин «синдром Кандинского» и дал определение псевдогаллюцинаций – душевное состояние, связанное с иллюзией чужих голосов, мыслей, игры красок и пр. отклонениями. Точно также и наоборот: мотеты – уличные шумы, звуки, выкрики, да и любой внешний фактор, может образовать сюжетную линию произведения. Таковы ритмы и мелодии, начальные элементы и осмысленные фразы. Страдал ли шаманской болезнью художник Кандинский? Вроде бы нет, но нам всегда что-то кажется. Он сам признавался, что казался себе «обезьяной, запутавшейся в сети», в книге «Ступени»: «И до сего дня меня не покинуло впечатление…переживание, рождаемое из тюбика выходящей краской. Стоит надавить пальцами - и торжественно, звучно, задумчиво, мечтательно, самоуглублённо…эти странные существа, называемые красками, - живые сами в себе, самостоятельные…как в борьбе или сражении. Это мир, возникший из остатков уже написанных картин, а также определённый и созданный случайностями, загадочной игрой чуждых художнику сил».

Неповторимый литературный стиль: «Искусство стратегий художника Кандинского» во всём удивительно эмоциональном состоянии художников в их фантазии и ассоциации восприятия вне времени и пространства. Но эта сказочная сила и прелесть живописи, которая превосходит все самые смелые мечты – это сила палитры. Пространство живописи многомерно в том бесконечном мире единства, в котором мы живём. Не мудрено, а удивительно, что в начале XXв. появилось понятие «сила палитры» - некое пространственное измерение, которое даёт серию реальных физических формул. Теория пейзажистики, основанная на «Теории пространства» Михаила Сокольникова, позволяет рассматривать силу палитры, как двенадцатое измерение 1/Х12 или Х-12 , а обратная величина натурального объекта – Х12: пейзаж – ландшафт, фотография – портрет и т.д. Fk – сила палитры Кандинского – это одна из интерпретаций Закона Всемирного тяготения в виде массы или заряда палитры в потоке восприятия плоскости картины.

Fk = 1| Х12 = 1/ Х5 1/ Х5 1/ Х2 , где 1/ Х5 - масса цвета, а 1/ Х2 – величина воспринимаемой плоскости. Можно определить, что Fk = V12 V22 - произведение квадрата скоростей восприятия красок. Эта формула выглядит непривычно для людей, привыкших к формулировке Ньютона, предложенной 300лет назад, когда Х4 - «время» ещё не являлось четвёртой степенью линейной единицей пространства, а воспринималось как дуга большого круга. Кандинский пишет: «Мне ясно, что искусство вообще обладает гораздо большей мощью (авт. это уже высшие пространственные измерения, где 1/Х15 - это мощность - величина обратная возможности) и с другой стороны, живопись способна проявить такие силы, как музыка». «Рембрант поразил меня. Основное разделение тёмного и светлого на две большие части, растворение тонов… слияние этих тонов в эти части…открыли передо мной совершенно новые возможности, сверхчеловеческую силу краски самой по себе. А также, с особой яркостью, повышение этой силы при помощи сопоставления, т.е. по принципу противоположения… получалось впечатление, что его картины длительны, а это объяснялось необходимостью продолжительно исчерпывать сначала одну часть, а потом другую…Я понял, что это деление присваивает живописи элемент ей будто бы недоступный – время». Отсюда и понятно – почему он попрощался с наукой - отныне его наукой стала живопись.

На уроках рисования обнажённой натуры кто-то упивался женскими линиями, кто-то приходил к пониманию изящного в искусстве. Василий знаком с Билибиным, Добужинским, Верёвкиной, Явленским, Петровым-Водкиным, Грабарём. Игорь Грабарь высказывался: «Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихом, и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики… не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал». Вот так, считавшие себя сложившимися мастерами, смотрели на Кандинского сверху вниз. Однако мировой славы добился именно Василий Кандинский и обрёл собственное лицо и собственный стиль.

Произведение искусства должно создаваться по законам «внутренней необходимости», когда есть что сказать людям, и звучать так, чтобы душа зрителя резонировала с той же вибрацией: «Цвет – это клавиш; глаз - молоточек; душа – многострунный рояль». В Сибири есть пословица: «Если сам себя не похвалишь, то кто тебя похвалит». В дневнике Дж. Лондона «Моряк в седле» есть такая же фраза боевого гуманизма: «Время тебя никогда не заметит, если ты сам не напомнишь ему о себе». Кандинский для Московского института художественной культуры составил программу по изучению специфики каждого из искусств и средств их воздействия на психику. «Кисть художника – язык международный» в отличие от русского «могучего» языка, которым владеют русские поэты.

Не менее экстравагантными были у художников их женщины – Богини сумерек, и при том, во многих ипостасях. Вдова Сезанна Мари-Гортензия была женщиной замкнутой и боязливой, вечно страшилась обмана и ограбления. Другого мнения о вдове Кандинского высказывался торговец и собиратель искусства Хайнц Берггрюн: «В Нине странным образом уживались хитрость и наивность, а обаяние и открытость с взбалмошностью и надменностью». Она 30лет вела войну с одним немецким издательством из-за плохо изданной книги о Кандинском, и за свою настырность получила в ответ пасквиль «Об искусстве кремировать вдов». Большую часть картин Кандинского она подарила Центру Жоржа Помпиду (113 живописных работ, более 740 акварелей, рисунков и архив), за что получила орден Почётного легиона и право частенько обедать в Елисейском дворце с президентом. В этом её щедрость и практическая сметка, ибо полотна Кандинского приравнивались к национальному достоянию Франции и имели солидное денежное выражение, с суммы которого её приходилось платить огромные налоги. «Портрет Нины Кандинской» продан на аукционе «Гелос» в 1998г. за 6,2млн. руб.

Словом «звук» Кандинский обозначал примерно то, что Платон называл «идеей», но более в иррациональном смысле, в графике и поэзии. Его сценическая композиция «Жёлтый звук» 1913г. воплотилась в музыкальных образах Альфреда Шнитке 1975г. в удивительно атональной музыке, исполнена на I музыкальном фестивале во Франции, поставлена в Театре на Елисейских полях. В 1984г. в Москве поставлен спектакль «Жёлтый звук» в Театре пантомимической драмы. Так сбылась мечта Кандинского о «Великом Синтезе». Московский живописец Захар Шерман говорит: «Для меня, так же как и для Кандинского, понятие мира едино, без границ. А живопись – это вообще не привилегия человека. Цвет, свет, форма – это принадлежит космосу». Таков и наш Алексей Бурлаков, которого в 1974г. по небывалой мощи творчества принимают в Союз художников России.

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz