Конструктор сайтов - uCoz

Жизнь романа и романы жизни посвящены красоте любви женщины Суфии.

20.05.2006г.

Они, как и мы, принадлежат к миру измерений, но пришли мы оттуда, где нет никаких измерений.

1. Вступление: Панта рей. Число, огонь и мера.

Постижение искусств возможно. Человеческая деятельность материализуется в различных типах, формах, видах и жанрах своего существования. Интеллектуальная собственность – всё богатство психосферы живёт в наших чувствах, эмоциях и знании - подчас неуловимо воздействует на наше восприятие, умонастроение и мировоззрение.

История – это деятельность людей, которые преследуют свои цели. Моменты возникновения и функционирования наполняют наши сердца. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - Сент-Экзюпери. Боевой гуманизм – единство «природы и человека», «природы и общества», «человека и техники» - составляют сокровенные мысли, глубинные переживания и духовные искания человека. Художественные произведения похожи на людей – их возникновение неуловимо – они всегда тайна зрелости души, опыта и мудрости.

В полотнах Алексея Бурлакова запечатлён шестидесятилетний цикл–миг человечьей жизни. Пришёл 21.04.1940г. и ушел 31.05.1999г. Но мастер Колесниц запечатлел творца божественных причин – Природу. «Ars longa, vita brevis» - «Жизнь коротка, искусство вечно».

Природа – это поэтический миф нашего бытия. В основе всех вещей и явлений лежит Число. Число является сущностью всех вещей, хотя сама концепция числа нематериальна, но из него создано всё: время, движение, небеса, звёзды, всё небесное вращение. Есть Божественные числа и числа, доступные человеческому восприятию. Пифагор (530г.до н.э.) создаёт политический и религиозно-философский союз, математик и астроном, заложил основы музыкальной акустики. Зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, определяют числовые отношения, лежащие в основе музыкальных созвучий: квинты, кварты, октавы. Распространяя законы отношения музыкальных тонов на всю Вселенную, они создали учение о космологическом значении музыки – учение о «гармонии сфер». Космос представляет собой особого вида музыкальный инструмент. Наряду с космологическим музыка обладает и этическим свойством, и эстетическим качеством - оказывает катартическое - очищающее воздействие на душу человека, направляет его характер, создаёт определённого рода душевный настрой. Пифагорийцы впервые высказали идею о том, что искусство является подражанием – мимезисом.

Эстетическое качество – прекрасное - это сообщение возможно большего числа представлений в возможно меньшее время. Эстетика - это социальная, эмоционально-чувственная и зрительно-образная оценка внутреннего и внешнего представления и поведения человека. Пифагор установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. Устанавливая музыкальное устроение и понуждение, чудесным образом смешивая те или иные диатонические, хроматические и энгармонические мелодии, он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде, скорбь, раздражение, жалость, неуместная ревность, страх; разнообразные вожделения, гнев, желание, изнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели при помощи подходящих мелодий, как при помощи каких-то спасительных целебных составов.

По каким же рецептам составлены золотые шедевры Бурлакова? Как говорят словари: шедевр – это образцовое произведение, великолепная особенность которого не нуждается в нашем признании. Panta rei - Всё течёт. Носителем этого постоянного движения и изменения является огонь. При таком понимании борьбы и единства противоположностей, которая заложена в самих вещах, эстетическое учение о гармонии Гераклита в том, что красота гармонии зависит от проникновения её в глубь вещей. «Природа любит скрываться. Скрытая гармония сильнее явной» Весь мир, развитие Вселенной подчинено художественному, в своей основе, принципу – мере. Всё проникнуто мерой: огонь, модификации которого образуют изменения в мире, даже солнце не может перейти своей меры, иначе бы Эриннии – богини мести, обитающие в царстве мёртвых: Аида и Персефоны появились бы на земле, чтобы возбудить месть, безумие и злобу, но, споря и примиряясь, получают новое имя - эвмениды «благомыслящие» - вменяемые помощницы Правды и «блюстительницы правды». Эти Эриннии – мифологические богини охраняют права мёртвых и в то же время являются устроительницами космического порядка, но они могут быть и фуриями – безумными и яростными.

Природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных вещей, образуют созвучие шедевров, как золото, добываемое и добытое человеком на всём пути его существования. Природа сочетала мужской пол с женским, а не каждый из них с однородным, да и первую социальную связь - собственность образовала через соединение противоположностей. Искусство, подражая природе, поступает таким же образом. Живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые, чёрные, желтые и красные краски. Музыка создаёт единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных букв создала целое искусство письма и устной речи - декламации. «Неразрывные сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и из одного всё образуется».

Скрытая гармония сильнее явной. Эмпедокл, философ, врач и поэт отмечает: живописцы, основательно изучавшие искусство, берут разноцветные краски и, смешав их – одних более, других менее, создают из них схожие со всеми предметами изображения. Воспроизводя деревья, и камни, и мужей, и жен, а также и долговечных, высочайшими почестями богов – Природу. Так да не одолеет твоего ума заблуждение, будто есть где-либо какой-либо другой источник всего тленного, что только ни открывается взору в несказанно огромном количестве, но убедись, что это они стихии, есть единственный источник всего видимого. Демокрит, свою эстетическую теорию применяет к музыкальному, художественному, поэтическому и техническому восприятию. Мы путём подражания научились важнейшим делам. Счастье и несчастье в душе. Хорошему расположению духа необходимо вдохновение. «Гомер, получив в удел божественный талант, возвёл великолепное здание разнообразных стихов», и, не обладая божественной и сверхестественной природой, да не возможно сочинить столь прекрасные и мудрые стихи. И никто не может быть хорошим поэтом (сказано и у Платона) без душевного огня и без некоторого вдохновения, своего рода безумия. Полагаю, что гений – природное дарование, счастливее жалкого искусства – приобретённого навыка, и он исключает здравомыслящих из Геликона. Гора в Греции, где обитали покровительствующие искусствам музы, их называют геликонские девы - повелительницами горы, где находился источник Гиппокрена - источник вдохновения, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса.

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz