Конструктор сайтов - uCoz

4. Перспектива, пространственные противоречия живописи.

Всякий, кто смотрел на изображаемый мир с какой-нибудь одной точки, сталкивается с искусством перспективы, созерцают картины в рациональном расположении предметов, людей и т.п., которые как бы соотносятся друг с другом, взаимодействуют элементы картины, принуждают – эстетика живописи в этом случае основана на насилии. В композициях восточных художников нет обычного для нас элемента принуждения, художественный строй основан в свободной независимости друг от друга, т.е. как бы иррационально, и каждый предмет картины может играть самостоятельную роль. Такую картину можно разрезать на части, и она от этого не утратит смысла, хотя что-то в ней изменится. На листе много свободного места, но пустоты играют самостоятельную роль в композиции, и они так же тщательно продуманы в своих очертаниях и размерах. Это своего рода зеркало, которое зритель наполняет своим воображением. В пантомиме, в отличии от танца, в театре, в отличии от кино, жесты актёра, аффекты –боль, страх, ужас, гнев, слёзы, смех и т.п. – персонажа театра не связаны непрерывным действиям, а следуют в соответствии замысла автора, его сценарию. В этом случае паузы, доля времени, акценты моментов выполняют функцию зеркала, которые зритель наполняет своим переживанием, своим воображением.

При осмыслении этих противоречий живописи, она начинает строиться на контрастах, а математика переходит от количественной арифметики к отношениям однородных геометрических величин. Математические доказательства включали прямые ссылки на чертежи, делавшие непрерывность зримой. Такое сочетание логики со зрительным воображением обнаружил Эвдокс, который вдохновил Евклида на выдающееся произведение – тринадцать книг его «Stoicheia» - «Начал». В истории Западного мира «Начала» и Библия в течение 2000 лет самые читаемые и наиболее число раз изданные. С появлением Евклида начинается «новое кино» - возникают две геометрии порядка, которые различаются как своими первоначальными понятиями и аксиомами: они известны как абсолютная геометрия и аффинная геометрия, а по мере развития науки, техники, искусства и культуры появились и неэвклидовы пространства и алгоритмы. Можно представить, что с появлением «греческой киностудии» в столице средиземноморского мира Александрии, которая стала умственным и хозяйственным центром, в эпоху которой появляется профессиональный учёный – человек, посвящающий свою жизнь развитию науки, соответственно и искусства и получающий за это вознаграждение. В переводе слово «profession» означает «человек объявивший своим делом». Такие группы людей жили в Александрии, где Птоломеи построили большой научный центр – так называемый Музей с его знаменитой библиотекой. Одним из учёных связанных с Александрией был Евклид. Какую цель он ставил себе? Можно с уверенностью полагать, что он хотел совместно изложить в одном труде три великих открытия недавнего прошлого: теорию отношений Эвдокса, теорию иррациональных Теэтета и теорию пяти правильных тел Платона. Кроме того, отметим, что Евклид даёт четыре определения понятия «линия». (авт. «Шкала развития» - история развития геометрий).

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz