Конструктор сайтов - uCoz

3. Тысячелетние жирафы. Традиция. Тропизм. Филлотаксис и число Фибоначчи. Аппроксимация, и оптическая иллюзия.

Анализируя работы Анри Лота, специалист по первобытному искусству Музея Человека, благодаря помощи Андре Мальро и на средства генерала де Голля, познакомил нас с редчайшими наскальными рисунками Сахары и росписями Тассили (4000 лет до н.э.). Плотность населения там была больше, может быть, чем в любом другом месте земного шара. На полотнах под открытым небом удивительные картины большого художественного достоинства на площади скалы в 120 кв.м., на горизонтальной плите выгравирована группа из двенадцати жирафов, на изображении их тела сплелись и самый крупный достигает 8,5м. Все линии прекрасно отполированы, но видны следы предварительной пунктировки. Столь большие картины, не нарушив ни пропорций, ни формы, могли создать доисторические люди только благодаря наличию «художественной школы», а, отнюдь, не инстинктивно. Такое панно требовало заранее обдуманной композиции. Неплохо было бы найти следы эскизов, но эти высоченные жирафы и гигантские слоны остаются самым большим доисторическим рисунком в мире. Наиболее древние, натуралистические рисунки исполнены в самом лучшем стиле, представляют собой явление единственное в своём роде, как по количеству, технике исполнения и отражаемых ими археологических периодов. Эти образцы живописи, которые характеризуют «целостность социальной системы», а для понимания искусства нужно углублённое изучение этнической психологии. Рисунки ранних периодов стилистически различны потому, что они могли тянуться века или даже тысячелетия, и работали над ними художники разных дарований. Техника гравировки тоже различна – от простой пунктировки до просечки с последующей полировкой, а иногда и выборки с полировкой – в зависимости от усердия и способностей гравера, от его замысла.

Право искусства на существование в условиях первобытности определялось его формой познания, когда вся совокупность и результат различных видов деятельности накапливается и закрепляется в виде опыта и древнейших средств, созданных человеком для осмысления, накопления и передачи в поколениях этого экзистенциального опыта. В Сахаре есть великое множество изображений на открытых местах, как будто специально предназначенных для общего обозрения, а во многих сценах: пастушеских, батальных, бытовых, сексуальных, юмористических нелегко усмотреть культовое содержание. Передача традиции из поколения в поколение указывает каждому члену коллектива его стабильное место в мире, определяет его понятие о своём и чужом, дружественном и враждебном – традиция – это школа, и эстетическая ценность, и мудрость. Особое и огромное преимущество имеет традиция, передаваемая зримо. На скалах, в этих пейзажных полотнах людей Сахары развёртывается мифологическая и фольклорная традиция, заменявшая им и историю народа, и школу жизни. А в современном понимании - это театр, богослужение, кинематограф, телевидение и масс-медиа. В первую очередь это СОИ - средство отображения информации - экран, табло, картина или вид издательской продукции. Поражающие воображение картины наполовину немы, как некоторые картины в Эрмитаже или Лувре, повествующие об уже несуществующих пейзажах – ландшафтах и всего того, что мог отметить искушенный глаз художника или предложить, а также об уже неизвестных зрителю мифах, ибо для древних они жили и дополнялись устными рассказами.

Искусство изображения, прежде всего, межэтническое и межязыковое средство передачи культурной информации. В своей совокупности оно уже несло зачатки портрета, фотографии, кинематографа, да и алгоритмы современного цифрового многоцветного изображения с неисчислимыми спецэффектами. Надо полагать, что на базе этнических и антропологически разнородных элементов начинается процесс формирования целого ряда культур и новых этнолингвистических коллективов, как отмечают исследователи, трёх рас: европеойдной, евразийской и негройдной.

Исследуя глубинные структуры семиотических систем искусства - Эйзенштейн, в своих эстетических теориях сравнивает кино с архаическими формами культуры. Звуковое и зрительное восприятие эстетики кино он начинает с биологических эволюционных предпосылок. «Видеть, слышать, понимать» - это как бы метафора: «зрячие пальцы». Он искал истоки восприятия на низших ступенях эволюции, в недифференцированности мозга, с универсального мозга. «История выразительного проявления» начинается с анализа тропизма. Тропизм – очень распространённое у растений явление изменения направления роста органов, вызываемое односторонним действием какого-либо раздражения. Раздражители бывают «+, --», в зависимости от природы раздражителя устанавливаются различные виды тропизмов: гелио-, гео-, хемо-, гидро- и т.п. Посредством тропизма достигается целесообразное расположение во внешней среде всего растения или отдельных его частей. Но растение в процессе роста проявляет и своё внутреннее устройство–филлотаксис-«устроение листа». Термин «симметрия»-«соразмерность», которую древние понимали как частный случай гармонии – согласование частей в рамках целого, связывая её с представлением о красоте и целесообразности. При филлотаксисе проявляется устройство формы растения в поступательно-линейном и вихревом-вращательном движении, которое подчиняется определённому числу. Число Фибоначчи Ф = 1,618… показывает расстояние между двумя соседними листьями заданное винтовым перемещением.

Филлотаксис – это не универсальный закон, а преобладающая тенденция. Уже в академии Платона, для понимания законов вселенной предписывалось изучать «квадривиум»: арифметику, геометрию и музыку. Математик Эвдокс и Теэтет создают теорию иррациональных и теорию отношений, развенчивая теорию пифагорийцев, применимой только к соизмеримым величинам. Это была чисто геометрическая теория, изложенная в строго аксиоматической форме, она сделала излишними какие-либо оговорки относительно несоизмеримости или измеримости рассматриваемых величин. Математик, подобно живописцу или поэту – создатель форм… первое испытание – красота. Математика, как самая умственная отрасль наук, имеет естественное сродство с психологией – наукой об уме. Но психологи и математики мыслят различными понятиями. Фундаментальное логическое различие между дискретным и непрерывным затемняется важной идеей аппроксимации – приближения. Например, любое действительное число можно с любой желательной точностью представить рациональным числом. Такие приближения корень кв. из 2 = 1,4142, Ф = 1,618, е = 2,718 и пи = 3,14 более чем достаточны для большинства практических задач, хотя наши физические чувства также могут быть обмануты тесной аппроксимацией к непрерывности. Это принцип оптической иллюзии хорошо иллюстрирует кинематограф. Последовательность 120 кадр/с. производит впечатление непрерывного движения в пространстве и времени; психологически приближает непрерывное пространство-время.

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz