Конструктор сайтов - uCoz

4. Парсуна и призраки.

«Парсуна» - persona–личность. «Английская королева – не знаю уж, каким образом, - проникает в любое дело» - пишет папский нунций в Рим. Знаменитый философ Френсис Бэкон публикует «Трактат относительно разведки и личной безопасности королевы». Это возможности и способности политики, когда вырисовывались обряды и наряды, протоколы и церемонии. А до того не церемонились: кинжал, яд, лесть и подкуп – ради экспансии своих британий. Боярин Бурлы, так называли лорда Берли в русских документах, посла Рэндольфа инструктируя, рекомендует добиваться привилегий британским купцам, да уклонятся от переговоров о союзе, на котором настаивал Грозный. Царь был осведомлён уж в то время о заговорах против Елизаветы и предлагал ей даже заключить договор о предоставлении друг другу права убежища. Не пошло. В грамоте 1570г. царь писал: «Мы чаяли того, что ты на своём государстве государыня… ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, но мужики торговые, а ты пребываешь в своём девическом чину, как есть пошлая девица». Вот уж кто баб имел, и как имел? Восемь жен травил, топил в пруду. А помимо всего давал наказ послам - о присылке мастера, «который руду знает, золотую и серебряную».

Отец Ивана просил прислать афонского «старца Савву, переводчика книжново, на время». Прибыл же в Москву в 1518г. Максим Грек из Ватопедской обители Афонской «святой горы» Он происходил из знатного греческого рода, незаурядный философ, учился в лучших школах Италии, работал у первопечатника Альда Мануция. «Альдины» - изящные издания разносили по всей Европе гуманистические идеи – лучшие украшения любого отдела древней книги. Поселяют в Кремлёвском Чудовом монастыре, так возникла «чудовская академия». Он много переводит, воодушевляет великого князя, защищает православие от католицизма, иудаизма, магометанства и пишет произведения общеобразовательного характера. Возбуждает в России интерес к самостоятельному философствованию. Считая грамматику и вообще теорию грамматики частью философии, закладывает основы русской грамматической науки. В социальной области он выступает с проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности. Что не могло не понравится царю Ивану, который посещал его келью и почтительно с ним беседовал. Влияние Максима сказывается в ходе Стоглавого собора 1551г., который принял ряд важных политических и церковных решений. Но то политика. А до того Максим пребывал 26 лет в одном монастыре по соборному проклятию и суду запрещавшему писать, учить. Не подчинился. По новому соборному суду в 1531г., по более тяжким обвинениям, второе проклятие и ссылка в тверской Отроч монастырь. Но он интенсивно трудится - библиография насчитывает 365 его сочинений, не в политике, а в поэтике. Ещё в Греции появился сам термин «поэтика», как задача связанная с осмыслением основных принципов и форм литературного творчества, надо полагать и публицистики, изначально русской церковной публицистики, к которой примкнул и Максим Грек, под названием «нестяжательства». Не повезло и сотруднику Максима Грека, каллиграфу Исааку, который переписывал некоторые переводы, создавшему оригинальный стиль книжных украшений - «старопечатный».

Каждая эпоха, руководствуясь своей политикой и поэтикой рассматривает (создаёт свою пейзажистику) взаимоотношения светских и духовных властей. Спор Максима и его судей завершился учреждением патриаршества на Руси и укрепления авторитета высшей церковной власти, а не так как решал сложные проблемы «по обычаю» Иван Грозный – митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Но новые филологические методы, приёмы полемики, новые авторитеты и голоса, положив начало долгой славы Максима, стал продолжать и бесспорный мастер – тогда, когда от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению нарастала сила сатирической пейзажистики. Всё более и более разнообразными и совершенными становились художественные формы и средства. Как был гениально прав русский исследователь, художник, поэт и начальник губернии – колосс политики, поэтики и пейзажистики Салтыков-Щедрин: «Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков». «Провиденциальные младенцы рвутся к государственному «пирогу» с изюмом из алмазов и стремятся согнуть народ «в бараний рог» - имеющий вид @ «собака точка ru». «Что такое эти провиденциальные младенцы? Это не больше, как бессильная каста сорванцов-недоумков, которая, вызывает досаду своим откровенным бесстыдством… это кучка изолированных, не помнящих родства призраков, которые, несомненно, исчезнут при первом появлении солнечного луча…эти преходящие сновидения, в которых нечего осязать. Призраки всегда были и всегда будут. Всегда существовал этот досадный фантастический мир, который надоедливо жужжал в уши и присаживался как можно ближе к пирогу. И никогда он не изменял себе, хотя внешние формы его в разное время были различны». Великий Салтыков, развивая «теорию призраков» не успел напечатать цикл статей «Современные призраки», но даёт своеобразную классификацию призраков. «Миром управляют призраки – это не новость. Об этом давно уже знают там, на отдалённом Западе, где сила призраков сказалась массам с особой настоятельностью».

О «призрачной действительности» в рамках философской традиции писал ещё и Гегель. Призрак украшается пышными названиями чести, права, обязанности, приличия, и надолго делается властелином судеб и действий человеческих, становится страшным пугалом между человеком и естественным стремлением его человеческого существования. Призраки обладают силой. Это могла быть сила «взбесившегося клопа» - потрясающее зрелище, - пишет в очерках Щедрин. И рисует нелегально изданные шедевры «Сказки для детей изрядного возраста» - «десятки и сотни людей пропадали бесследно, а клоп всё не унимался, всё жалил и жалил». К образу «клопа» обратится Маяковский в одноименной комедии, который значится в мировом реестре художников русского авангарда. На начало века великие футуристы создали свои краски и ритмы боевой поэтики, сотворили несотворимый мир пейзажистики. В этом и состоит их музей на Лубянке – редчайшая экспозиция и коллекция антикварных раритетов. Данное состояние национального достояния выглядит более чем скромным. Но ведь это часть коллекции Музея ХХв. В далёком Екатеринбурге есть ул.Маяковского, и дом и кв.№50, в которой и Бурлаков и сей автор слушали голоса: Бурлюков, Каменского, Маяковского, о Хлебникове, Б.Пастернака; запись хора мужского монастыря - знаменные распевы «Тебе, одеющагося светом», видеозаписи выставок художников России, среди которых и полотна А.Бурлакова.

Можно обсуждать и созерцать призраков, которые бродят по Европе, имеются и произведения «Призраки Маркса». Но мы не будем обсуждать грандиозную картину политики, в самой поэтике многие серьёзно-смеховые и карнавализованные жанры и стили создают свои пустыни, равнины и горы, за ландшафтом которых скрываются изумительные пейзажи. Это новые пространства и реальные видения видений. Всё начинается с «Начала геометрий», которые создаёт автор. Кто он? Студент на казённом коше 1807-11г., декан факультета 1820-25г., ректор университета 1827-46г., отец, лишенный ректорства, похоронивший сына, почти ослепший, непризнанный на своей родине, умер в Казани 1856г. – Николай Иванович Лобачевский публикует в «Казанском вестнике» статью «О началах геометрии». Через 40лет заслуги признаны, в 100летие учреждена международная премия, стоит памятник в Казани, малая планета названа его именем, но самую высокую оценку через 170 лет после публикации статьи, наравне с мировыми шедеврами живописи даёт «Кристис» - 400 тысяч долларов (400 000 $) за работу русского математика Лобачевского. Так оценили эксперты и глава книжного департамента Франсис Вальгрен «университетский журнал, для наиболее полной частной коллекции книг по медицине и естественным наукам, владельцу Х.Ф.Норману – психиатру из Сан-Франциско – в коллекции более 2500 публикаций от Ренессанса до ХХв.»

Christie’s International - аукционный дом «Кристис» основан Дж.Кристисом 1776г., после открытия зала в Женеве, вышел за рамки туманного Альбиона, лидер с филиалом в 48 странах. Объём продаж более 2 млрд.$, русские пока не указываются отдельной строкой в ежегодных отчётах. Всё ещё впереди. В 1997г. «Кристис» впервые провёл предаукционную выставку 20 картин импрессионистов и художников начала ХХв. В Патриарших палатах при содействии Кремлёвских музеев и компании ЛУКОЙЛ. Но что творится на Патриарших прудах, и что затеял кот Бегемот из 50кв. – нам неведомо. Рассматривая и вглядываясь в ландшафты и портреты русской души, когда пристально устремлённый взгляд кажется загадочным», что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность», можно только поражаться тому, как тонко чувствовал художник Щедрин возможности языка и как великолепно пользовался ими. Слова, окончания и суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые данные слова обозначают. Страшные и зловещие слова неожиданно приобретают какой-то благодушный, чуть ли не ласковый оттенок, зловещие слова-понятия замаскировались. Это не просто стилистические «краски», помогающие Щедрину-художнику нарисовать своего героя; это «мазки мастихом»-зерно сатирического образа: подлинная сущность героя и наивыразительнейшие пейзажи. Например: «Иудушка» контаминирует в себе два понятия – «иуда» и «душка», «кровопивец -кровопивушка». Куклы и маски, и вся поистине виртуозная пейзажистика русской общественности и государственности. Разве это не Паганини или Маньяско в своей экспрессии?

En un mot – одним словом, это форма художественного бытия. Каждое слово – хамелеон, пишет Тынянов «Ленин полемист». Как копируют картины старых мастеров, так и Салтыков пародирует тексты – политические, юридические, исторические, публицистические и т.п. «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни подобно Соловьёву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу» - как отмечает издатель – «О, Бояне! Соловию старого времени! Абы ты сии пълки ущекотал». Любой портрет – любой пейзаж – это паспорт художественного бытия, одна из форм осознания глубины пространства разнообразнейших явлений. В 1869г. Чичерин рисует «Историю политических учений», изображает «китов» на которых держится общество. Вот эти-то ландшафты общества и пейзажирует Щедрин – «существуют три основы, за потрясением которых имеется особое наблюдение: семейство, собственность и государство». Редактируя и переводя «Всемирную историю» Шлоссера Чернышевский рассматривал исторические ландшафты и создавал стратегему пейзажистики: «Эстетическое отношение искусства к действительности», а на самом деле, далеко не понятую нашим образованием, dia-диалектику легального и нелегального. Достоевский полагал, что всякая власть жиздется на трёх китах: чуде, авторитете и тайне.

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz