Конструктор сайтов - uCoz

5. Национальные ладшафты. Картографы.

Однако отметим, что князья и цари московские создавали национальное достоинство, набивали сундуки сокровищами. Впервые упоминается в хронике Оружейная палата, Иван Ш приобретает драгоценные камни из стран Востока и Европы, строит специальное помещение для возросшего числа сокровищ. Растёт значение Москвы, она превращается в центр государства, пышно оформляются придворные церемонии, выезды, развивается ювелирное искусство. Грозный велит выполнить для Благовещенского собора оклад евангелия, где с эмалью и золотом гармонируют густо-синие сапфиры, золотистые топазы, тёмно-вишнёвые турмалины. Начинают пышно оформляться оклады икон и пошли расцветать сюжетные композиции из ярких самоцветов. Сделана «Государственная большая книга, описание князей и царей российских…и как именоваться и титлы писаны к ним…и окрестных государей всех персоны и гербы». Пишут парсуны Максимов и Львов, да в том числе и портрет 500летнего Александра Невского, да Ивана Калиту, да Дм.Донского, набралось от Рюрика ряду правителей лишь 70, а может и всего тридцать. 30щенков. В чём бы то ни быть, и в шлёмах, и в латах, и простоволосыми монахами, и в «коронах» - знаках принадлежности к венценосным фамилиям.

Появляются сочинения «Василиологион» - о персонах ассирийских, перских, греческих, римских и царей-царей. В общем, стороны не дремлют, от восхода до заката, от заката до восхода. Репнин-Оболенский привёз царю из Польши в 1653г. лексикон славяно-русский, гранограф Писецкого, дикционер или лексикон Гданьский на трёх языках, Библию на польском языке. Появляются «усердные собиратели» иностранных книг, Ордину-Нащёкину прислано 82 латинских книги. «Необходимо много думать и взвешивать. И в книгах искать и голову утруждать» - пишет Юрко Серблянин, который не скрывал того, что главными бедами православного государства, которое он мечтал сделать центром и оплотом славянства, является чужебесие и чужевладство. При чужевладстве богатства страны высасывают чужеземцы. «Слепые клопы кровососы». «Они умеют за бесценок купить русские товары, по огромным ценам навязать свои». «Власть не любит слушать неприятных для себя вещей». Чужебесие, превратившееся в чужевладство – прямой путь к установлению господства чужеродной династии, к политическому и экономическому порабощению России. И не удивительно, что Юрко Крижанич (1618-1683) после приказа Большого дворца, куда был определён, через два года, загремел в 1661г. по сибирским морозам в Тобольск.

Яркий представитель европейской образованности он владеет шестью языками, энциклопедист, разработчик проектов для московского государя. Составил курсы грамматики, поэзии, математики, истории, изящной словесности и духовных творений – имея в виду создание университета (как бы не сказать: Евразийского им.Крижанича) для православных. Составляет проект государственного театра; предложил правительству царя программу экономических реформ, так называемую «антимонопольную» программу и местное самоуправление. В Тобольске 15лет, вдали от реальной политики, он работает над сочинением «Политика» в трёх частях: о богатстве, о силе и о мудрости государства. Мы можем сказать, с моим лучшим и давним другом Алексеем, что «Я пришёл к тому царю, который единственный в мире был царём моего рода-племени, моего языка. Я пришел к нации своей, к отечеству своему собственному. Я пришёл туда, где единственно могут быть в цене и обороте мои товары – я разумею грамматику, словари, другие переводы», книги, картины и детей своих. Но нам не исчислить всех персонажей, арапов и гвардейских мальчиков тех или иных эпох. Да и, бог с ними, кабы не стояли они на пути развития российской пейзажистики.

На фоне европейского политического ландшафта XVIв. шли бесконечные войны меж владетелей Домов, но расцветали науки и культуры – Возрождение и культ античных идеалов, не превзойденное искусство скульпторов и художников той поры. Распадается католический мир, возникают течения «суверенизации» и «модернизации» - тезисы эпохи реформации. Тридентский собор за 18лет работы постановил: «Вернуть заблудших христиан!» - начинается Контрреформация: в Калабрии более 2000чел. повешено; в августе 1572 в Варфоломееву ночь по всей стране вырезаны тысячи гугенотов. Москва битком набита иностранцами – «учителя», которые учат, видимо писать гуманитарные «безразмерные» пьесы-колядки для русских медведей. К месту сказать, уральские племена, добровольно примкнувшие к России, изображали голову медведя на лапах. (Пермь. Музей малых форм). Вероломный царь Грозный, всмотритесь в «Парсуну Ив.Грозный на Титулярнике 1672г.», не стал пользоваться школьным сайтом www. jesuit. ru, за что, полагаю, и был отравлен. Меж тем с развитием художественных мастерских Кремля, выделением палат, в том числе алмазной, объединились самоцветные мастера. Во главе иконописной мастерской Оружейной палаты 1664-86г. становится Ушаков Симон(Пимен), русский художник и теоретик. Искусством может заниматься только тот, кто одарён «фантазией». Впервые пытается создать классификацию видов искусств, первенствующим считает «иконотворение». Живопись – это зеркало. А земные цари присовокупляют кисть живописца к скипетру, живопись становится искусством, а не ремеслом. На иконах «Нерукотворного Спаса» изображает не тёмноликие и некрасивые образы, а человеческие лица современников и последователей.

Задумал Ушаков и руководство «Азбука художника», но не осуществилось. В тот же период в его доме проживал его друг Иосиф Владимиров, художник расписывал стены соборов и церквей, и написал «Трактат об искусстве» - впервые пытаясь обобщить новые явления в русской живописи своего века. На 78 листах даёт 113 ссылок источников: сочинения отцов церкви, римскую историю, греческий хронограф, лексиконы, космографию, геометрические чертежи в области перспективы. Формирует требования обращения к природе и специфике художественного видения. Трактат об искусстве царского живописца Иосифа остался в рукописях.

В те времена, корабельной наукой называлось не плотницкое дело, а «корабельная наука» вводила посвящённого в таинство учения о том, как создать оплот единства христианской веры. Устроить их управление, ибо корабль есть образ храма, церкви, которая плывёт по волнам житейского моря…, как найти средства на содержание (как испечь «пирог» - единица измерения налога с хозяйственных единиц), привлечь богатых сторонников, познать дороги Игнатия Лойолы, наладить верную связь… Интересная наука «пейзажистика» - обходить землю по морю, по суху и по небу. Этакая «наука поэзии», которая формулирует принципы, по которым строится гуманитарная деятельность поэтов, писателей, художников и т.п. Основоположником такой науки был системный филолог Юлий Цезарь Скалигер(1484-1558), а его «учебниками» «Поэтика» пользовались великие современники и потомки, не исключая и Шекспира. История – часть философии, а само руководство предназначалось для суперпроекта: Всемирная история. «История как частное, входит в обширное понятие филологии», - но это уже слова Теодора Моммзена, который в 1904г. получил Нобелевскую премию за «Историю Рима», составил 16 томов «Свод латинских надписей», издал «Римское уголовное право» и было у него 16 детей. А с чего начинали свою гуманитарную деятельность Романовы? Выгляни в «окно», дорогой, и увидишь бесконечности ландшафт.

И увидишь горизонт: «Генеральную карту Российской империи» - подлинник 1734г., страна русская, но названия даны по-латински. Вероятно, армия Наполеона в походе на Москву на руках имела карту российского ландшафта, а пейзажи всё-таки рисовал художник Кутузов. А уж, какие вермахт Гитлера карты точные имел, да ещё на драхнут-остом языке. Это нам с Алёшей было доподлинно известно от отцов и партизан, - мы ж родились в 1940г., и играли в те же игры. И не в русское лото, а трофейное про ту топографию – «карточку показывают с пейзажём-объектом, а ты значок ландшафта угадай, и карту заполнив – выйграй». Быстро, выгодно, удобно, можно всю страну поставить под ружьё. Гениальное пособие фельдфебель изобрёл.

А кто тот картограф первый, по–латински всю империю учинил? Ванька Кириллов!? Но известный русский картограф издал сотни карт, а уцелело из Атласа Кириллова несколько, да такая же история приключилась и с картами Меркатора. Официальным ж картографом из посадских московской слободы был Киприянов, в 1701г. переведён в Оружейную палату, стал соратником русского математика Магницкого, который «как гравёр был достаточно умел и своеобразен», назначен управителем Гражданской Типографии в Москве. Тут Василий Киприянов задумал первый русский «Мировой атлас», а в 1713г. награвировал «Всего земного круга таблицы». По указу Петра создаёт «Изображение глобуса земного» из двух полушарий. Наблюдал и контролировал то генерал-лейтенант Я.Брюс, потомок шведских королей, дипломат, артиллерист, минералог и ботаник, по поручению царя приглашал на русскую службу опытных офицеров и мастеров и покупал произведения искусств, переписывался с Лейбницем и переводил книги. Коллекция Брюса насчитывала 146 карт и 8 атласов. На карте мира в Британской энциклопедии 1771г. отмечено – самое большое государство в мире, которое располагалось на огромных территориях Сибири, Дальнего Востока и значительной части Североамериканского континента, называлось оно: Московская Тартария со столицей в Тобольске. Да и на карте Киприянова отметим белое пятно, и идёт одна лишь надпись: ТАРТАРИЯ и никаких подробностей. «Это – первая общая карта России, выгравированная и опубликованная, однако, по-видимому, запрещённая» - так пишут об этой карте организаторы американской выставки. Ответственным за карту был назначен «эксперт по исследованию земли» - Иван Кириллов, который дослужился до поста в Гос. Канцелярии. Предполагал составить атлас из 360 карт. Вот тут и начинается самый активный период для пейзажистики и «стирания белых пятен» с ландшафтов страны.

Для достижения этой великой цели и взялись: Сенат, Адмиралтейство и Академия. Высочайший указ гласит, что «учеников», которые геодезию и географию обучили, тех посылать в губернии для сочинения ландкарт», да ещё указ «губернаторам и воеводам за ними смотреть». Академия наук образована в 1724г., и в «Регламенте Академии наук 1747г.» сказано: «Государству не может быть инако, яко к пользе и славе…будут такие в нём люди, которые знают течение тел небесных и времени, мореплавание, географию всего света и своего государства; чего ради надлежит первый класс академиков, которые не токмо описания всех земель подлинные сочинить, но иногда и незнаемы изобретать могут». Сам Пётр был избран во французскую Академию, за достижения русской картографической науки и карты Каспия. Много трудов и упорства затратили экспедиции на эти ступени познания. Экспедиция 1699г. захвачена персидским шахом, а экспедиция Бековича-Черкасского уничтожена хивинским ханом. Пётр подарил фр.Академии рукописную-рисованую карту 1721г., в составлении её участвовал и лейтенант Ф.Соймонов, который учился в Навигацкой цифирной школе, практиковался 3 года в Голландии, достиг чина вице-адмирала. Издал в 1738г. «Светильник морской»-атлас Балтийского моря, а первый атлас1714г. на русском языке назывался «Книга розмерная градусных карт Ост-Зее или Варяжского моря», был обвинён в измене и сослан на каторгу в Охотск. Императрица освобождает и назначает руководителем экспедиции в бассейн р.Шилка, Соймонов организовал навигацкую школу в Нерчинске, в Тобольске открыл первую геодезическую школу, уже занимая пост генерал-губернатора Сибири.

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый русский… он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» - сказал А.С.Пушкин. В 1755г «Мне поручили, между прочим и Географический департамент», он расширил топографическое содержание карт, ввёл термин «экономическая география» и рассылал «географические запросы». В Инструкции 1764г. за 75 лет до изобретения фотографии записал: «В городах…буде есть хорошие проспекты, снимать их в камере обскуре…Гор великих и знатны проспекты снимать же» Перспективные изображения, сформированные объективом на листе бумаги и обведённые рукой мастера, стали достоянием не истории картографии. А искусствоведения. Мастером ландкартного дела в Академии наук был М.Михеев, к 50летию столицы выпущен «План города С.Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов», а в 1763г. выполнил почти первую «фотографию» Московского кремля.

В 1730г. ещё не была определена точная фигура Земли, но это уже не шар, Делил «Предлагает», что «какая есть прямая фигура Земли, о том можно лучше удостоверится через обсервации в таком великом пространстве какова Россия». Однако не прошло и 60 лет, как русские пересекли (Ермак в 1584г.) Уральский хребет и целую часть света, появились в 1639г. на берегах Тихого океана. В 1784г. на острове Кадьяк основался рыльский гражданин Шелехов, осмотрел берег Аляски, залив и острова – представил отчёт о путешествии и карту посещаемых земель. Самоотверженные люди России Хлебников, Баранов закладывают поселение Новороссийск в заливе Якутат, создают РАК - Российско-Американскую компанию, основывают Ново-Архангельск, а в 1812г. основали колонию и форт Росс недалеко от Сан-Франциско – самый южный пункт русских в Америке. И не в честь англ. созвучия, обследовали р.Рашен Ривер (Русская река) называвшаяся раньше Славянкой. Сведения об Аляске связано с именем Чирикова и Беринга, которые плавали туда в 1741 и заложили основы открытий и описания земель Америки. Хозяйственный и административный центр Ново-Архангельск начинает использовать при расчётах деньги. Заметим, что бумажных денег Россия ещё не имела, они введены по указу Екатерины П с 1768г., хотя на Колыванском монетном дворе чеканит с 1763г. свою собственную монету Сибирь, которая имела хождение в северных районах Америки. Главное правление РАК в С-Петербурге разрешает выпуск денежных знаков из пергамента (недублёной кожи животных). Такие же деньги имели хождение ещё в древнем Карфагене 2300 лет назад. Денежные знаки печатаются с 1816г. на тюленей коже достоинством 1,2,5,10,20 и выпускались на сумму 30-40тыс. руб., пока в1867г. Россия не продала свои североамериканские владения США за 7млн 200тыс.$ равных 11млн.руб. Вот таковы основы сухопутной пейзажистики на берегах Тихого океана. На известной картине Э.Лейтце изображены импозантные фигуры сидящего У.Сьюарда, губернатора Нью-йорка, сенатора и госсекретаря, последователя независимости континента Дж.К.Адамса; стоящего у огромного глобуса российского посланника Э.А.Стекля, и др. не всех персон, которые втихушку провернули всю эту биржевую сделку с семьёй царской фамилии.

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz