Конструктор сайтов - uCoz

2. Фантасмагории человеческого безумия

Полотна он пишет мастихом широким, рельефно бурлящим мазком, эффектно концентрирующим в себе всю колористическую мелизму палитры картин. Как так!? «Дальше что, лопатой грузить будешь?» - иронизирует признанный мэтр Герман Метелёв.

Быстрый конферансье ответил бы: «В России ландшафты перегружают экскаватором». Меняют горы, поворачивают русла рек («Plowshare»-«Плуг»1957г. - американский проект для сооружения гаваней, водохранилищ, и даже для прокладки нового Панамского канала «всего» тремя стами ядерными взрывами. Физики-ядерщики Ю.Трутнев и Бабаев в 1962г. в СССР запустили программу мирных ядерных взрывов. В 1965г. перекрыли русло р.Чаган - Взлетел огненный столб, покрытый паром и сияющий всеми цветами радуги. На огромную высоту взлетели куски гранита весом в десятки тонн, воронка диаметром 430м. и глубиной 100м. «Такого красивого зрелища от ядерного взрыва я ранее не видел, хотя и повидал немало ядерных взрывов в воздухе», пишет один из испытателей. Ядерные экскаваторы заработали на канале «Телькем» 68г., на канале «Печёра-Колва» 71г. три взрыва, и для развития месторождений по всей стране. Итого: США провели 27 экспериментов, СССР - провёл 124 мирных взрыва + 27 промзарядов, последний «Рубин» 88г. в Архангельской обл. (Материалы из книг). Во Франции, однако, великий генерал де Голль установил закон «Запрещающий изменять ландшафты Франции, сносить горы и менять вид страны».

«Отец водородной бомбы» Эдвард Теллер опубликовал статью, «Мы будем творить чудеса» 1960г. и проект «Колесница» - искусственная гавань на Аляске. Всё это лишь ступеньки инженерно-художественной мысли. Человек научился зажигать искусственные звёзды, но у нашей Звезды главной последовательности – Солнца. Своя жизнь и свои законы. На Земле всё подвластно колебаниям и циклам солнечной активности. Вся жизнь и состояние воды, земли и неба подвластно трепету природы. И кто, кроме художника-пейзажиста, впечатлит это внимание.

Natural painter – естественный художник. «Я буду работать без остановки с натуры… и я буду стремиться просто и подлинно изобразить… сцену – место естественного художника» - пишет другу из Королевской Академии Джон Констебль. Продолжая свои штудии природы, он взял за привычку делать эскизы прямо маслом, и к 1811г. достиг в этом жанре большого мастерства, используя красный фон. Эти картины оставались ещё в традиции сочинённого пейзажа, передавая значимость мгновенья, выразительность атмосферы и интимизм композиции. Острота наблюдений за явлениями природы проявилась в его «портретах» деревьев. Первым достижением мастера в поисках свободного выражения в больших картинах исполненных на пленере стала картина «Строительство барки близ Флэтфордской мельницы», и затем целая серия. Своеобразной рамой для всех этих пейзажей являются берега реки Стур, близ дома художника. Река Чусовая, не меньшую роль играла в репутации и нашего художника Алексея Бурлакова.

Во Франции 1821г. «Телега для сена» Констебля, воспринята романтиками, особенно Делакруа, любовались свежестью и блеском картины, принесла автору золотую медаль. Епископ Солсбери, старший из Фишеров заказал «Собор в Солсбери», 1823г. музей Виктория и Альберта, но художник стремится к научным познаниям природных явлений. Он сделал серию этюдов облаков, ставя час и точную дату исполнения и даже указывая погоду. Вероятно это влияние метеоролога Люка Ховарда. Эти этюды способ изучения источников света. «Мне часто советовали считать небо чистой простынёй, наброшенной позади предметов». Атмосферные явления он назвал «светотенью природы», т.е. градацией тонов естественного освещения. Испробовал много способов, например, покрыл холст белыми пятнами, чтобы придать блеск и розовый цвет мокрым листьям. Испробовал более толстые кисти и резец, чтобы достичь более разнообразной фактуры.

Констебль читал в Королевской Академии лекции по истории пейзажа, глубоко зная творчество своих предшественников, даёт своё понимание концепции искусства. В качестве антитезы «Liber studiorum» Тёрнера создаёт серию эстампов. Как и поэт Вордсворт, с которым дружил с 1806г. Констебль учился у природы и у простой жизни. Его творчество не имело продолжения в Англии, оно противостояло искусству Тёрнера и прерафаэлитов, хотя оказало влияние на французскую романтическую живопись, воздействовало на формирование Борбизонской школы и стало прямым предвестником имперессионизма.

Иная эволюция творчества Джозефа Тёрнера 1775-1851. Сын цирюльника, учился в Королевской Академии и одновременно обучался акварельной технике у рисовальщика и топографа Томаса Молтона. И тогда же у него выработалась привычка ежегодно совершать путешествия по Англии. Его живописные произведения связаны с традицией XVIIIв, уже реалистичны и близки Вордсворту, но он начинает всё больше интересоваться историческим пейзажем. Создал альбом гравюр «Liber studiorum», нередко сопровождал свои произведения цитатами из эпических сочинений Томсона и из своей поэмы «Обманутая надежда». Тёрнер открывает для себя драматическое величие Альп, а в Париже знакомится с бесчисленными произведениями собранными Наполеоном. Открывает в 1805г. собственную галерею, создаёт многочисленные этюды английской деревни, картины на драматические исторические сюжеты современной истории, в которых состоянию природы придаёт героический характер, стремясь превзойти самого себя в изображении световых эффектов.

В том и состоит величие пейзажиста, что кажется, что грандиозные явления природы – это всего лишь световые эффекты на его картинах. Так «Мортлейк-Террас 1826», Джозеф Мэллорд Тёрнер (Вашингтон, Нац. Галерея) изображает палевое солнце в суэом желтоватом тумане, среди аллеи деревьев, иссохших капелек листьев. Однако, Франклин, чей портрет красуется на зелёном долларе, будучи послом во Франции, отмечает этот туман на полотнвах Тёрнера, как першение в горле и кашель, а также запах невидимой серы и пыли. И связывает это явление с загодя до того извержением вулкана Томбукту. Грандиозный выброс мегатонных кубокилометров в атмосферу пирокластитов – пеплового облака – гриба и разнесённого по всему земному шару. Катастрофический Кракатау – вулкан менее масштабен. Но источником туманов мог быть и Лори – вулканическая трещина 27км в Исландии, испаряющая фтор и серы газы.

Сухой желтоватый вулканического происхождения туман попадает на полотна художников. Кроме того, является каплеобразователем туч, дождя и хлябей неба, которые разверзлись, есть такая версия, на день битвы под Ватерлоо. «Космические силы вмешались в судьбу Бонапарта». Тёрнер, путешествуя по Италии, создал большие прозрачные акварели с видами Венеции. В картине «Одиссей, насмехающийся над Полифемом», (Лондон, Нац. Галерея) используются яркие синие, красные и коричневые краски, меняют тональную структуру художника. «Пожар в Парламенте 1834г.» вдохновил Тёрнера на серию живописных работ на сюжеты неистовства стихии и огня, и произвёл ещё более свободные эксперименты в области цвета. Художник достиг мощного эмоционального воздействия света и окончательной свободы в тональной живописи.

Сюжет его картин задают центрические вихреобразования, наполненные изгибами линий композиции. Экспериментирует с новыми формами, читает в Королевской Академии лекции в качестве профессора перспективы, использует эмоциональные возможности цвета – картина «Свет и цвет (теория Гёте)». Его картины и абстракции интерпретирует с большим проникновением Рёскин. С 1987г. наследие Тернера (20000 произведений и 300 картин) выставлено в специальном корпусе лондонской галереи Тейта. В Лувре «Пейзаж с рекой и бухтой», самый удивительный «незавершённый» пейзаж художника. Проследуем и мы, любознательный читатель, по поверхности нашей планеты и поверхностям удивительных пространств созданных гением художников. В картине Бурлакова «Небесный огонь» 1986г. изображен «застывший гром» Новой Земли, который живёт на широтах Приполярного Урала.

К Парижской выставке 1937г. была изготовлена мозаичная карта Советского Союза площадью 25м.кв. Карта в рамке из газганского мрамора, красным родонитом показаны границы, светло-зелёным амазонитом – низменность, пейзажной яшмой – возвышенности и горы, тёмно-синим лазуритом – реки, озёра, моря и океаны, голубыми аквамаринами – Северный морской путь. Тысячами самоцветов обозначены предприятия машиностроительной, химической и т.д. Названия столиц и крупных городов сделаны из изумрудов. Рубиновые звёзды венчают столицы, сотни людей делали карту год, огранено 4000 рубинов, аметистов, аквамаринов, изумрудов и др. самоцветов. Слёзы каплют, когда вопрошаешь о состоянии указанной карты, и, якобы, не являющейся произведением искусства, и надо полагать, по причине вожделенной стоимости самоцветов + затрат «крепостного» труда.

Sufi & Rudaki © 2011

Екатеринбург

Конструктор сайтов - uCoz