2. Гений. Установитель имён. Инвокация. Аккультурация.
Гений Алексея Бурлакова, как бы сказали в римской мифологии – «gens–род», «gigno- рождать, производить» - первоначально божество – прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считается, что каждый мужчина имеет своего Гения, и рождается вместе с человеком, а иногда предполагается два Гения – добрый и злой, и руководит его действиями, а после смерти человека бродит демоном близ земли или соединяется с другими богами. Своего Гения имеют не только люди, но и города, отдельные местности, корпорации, воинские части, музеи, галереи, школы и т.п. Для того и существуют посвятительные надписи таким Гениям.
Наиболее ранний этап в развитии мифопоэтических представлений об отношении между словом и вещью, между жизнью художника и его произведением – это архаический обряд инвокации – называния – творения вещей, не имеющих имени. Сопоставляя индийский миф о Вашвакармане – Всех дел мастере, Господине всех ремёсел, Господине речи, который установил имена богов, и о первоначальных поэтах, установивших имена вещей – nama dha – положить имя, с аналогичным греческим мифом. В предании о создании Речи, в начале гимна говорится, как благодаря положению имён, сокровенное стало явным. Употребление слов naman–«имя», как обозначение сущности и dhaman-существо, сфера, явление, в котором помещена божественная сила. Сочетание naman dhaman, наиболее ранний прототип сочетания, из которого развилось: «имя и форма», «форма и материя» - это один из ключевых терминов в сочинениях на санскрите.
Ведийский «установитель имён» по происхождению тождествен греческому ономатету - установителю имён, что встречается уже у Гомера в «Одиссее», в месте, где речь идёт о назывании ребёнка. В изречении, говорится, что после числа на втором месте по мудрости находится тот, кто установил имена вещей. Образец ономатета, как высокочтимого культурного героя, унаследован от периода греко-индо-иранской общности. С появлением Терминкуса - бог границ, межей и земель, празднуется 23 января в Риме, начинается работа над терминообразованием. Так древние истоки одного из терминов о соответствии слов обозначаемым им вещам «по природе» - fizei; «по обычаю» - nomo; «по установлению» - tesei, проявились в областях права, нравственности, политики, науки, религии, искусстве, технологии. Все эти лингвистические изыски потребовались для установления понятия «пейзаж». Каково значение понятия? Может быть это природа, земли, страна, ландшафт, вид места, пространство, время – какая-либо мера измерений?
Родственные сочетания слов обнаруживаются в славянских языках: jime deti, dziec imie, в иероглифах adamaina tuha – имя я установил. При воспевании предводителя боевой дружины, типа sravah dha –славу положить, slavo deti, а отсюда и имена типа Здеслав, Предзислав и др. словесные действа в архаичных ритуалах. Кто же был первым героем-изобретателем? В «Ригведе» Вишвакарман выступает как ваятель-художник, кузнец и плотник. Связано это с делением общества по видам деятельности: жрецы, военные, земледельцы и шудра. В низшую касту входили и ремесленники, работавшие по дереву - плотники, по металлу - кузнецы и художники. Рассматривая представления о числовой символике стихий-элементов отметим, что Вишва – Господин всех ремёсел, он же и родоначальник касты камалларов, ведущих своё начало от пяти своих сыновей работающих с пятью стихиями по железу, дереву, меди, камню и золоту. В руководстве «Рупавамийя» изображено пять ликов южноиндийской традиции, где Вишва выступает не только в качестве «плотника богов» и «создателя божественных колесниц», но и как главный покровитель художников, приносивший удачу мастеру.
В трактате об изобразительном искусстве «Шильпащастра» имя бога кузнецов, который принимает облик золотых дел мастера, а в своём синкретизме поэтического и художественного, в единстве эстетической деятельности «установителя имён», употребляется глагол taksati – «плотничает, тешет». В сочетании с превербом типа nistaksuh – «смастерил» и греческое texne – «искусство» - этот глагол, бывший основанием термина плотницкого дела, родственен другим техническим ремесленным значениям, в том числе по-руски «тесать» - тес, тесля - «плотник», по-гречески «искусство», а у Гомера «способ–texnios – искусный в тканье» соединяет оба эти значения. Эти термины, относившиеся к словесному искусству taks–«мастерить», дают представление о ремесле поэта, уподобляемом плотницкому делу. «Заострите же, о поэты, топоры, которыми вы создаёте песни для бессмертных». Такое же сравнение напрашивается при взгляде на творения Бурлакова. Всё что создал, сотворил, смастерил его гений – это незавидное мастерство мастера - Мастак совершенства.
Особенность индоевропейской терминологии в том, что она отражает эстетические представления посредством технических обозначений. Это представляет интерес с точки зрения первичности техники по отношению к искусству и технического понимания стиля в духе школы Земпера «Практическая эстетика». Художник – это, прежде всего, ритуалист того рода-племени, той или иной общности, того реального семиотического единства обмена, особенности которого изучает этнология, т.е. ритуальные функции, которые существовали, а отчасти благодаря этому сохраняются до сих пор. Каста художников имеет ритуальную функцию изготовления изображения богов, и всего того чему поклоняются, учатся и следуют в повседневной жизни. Они являются источником эстетической практики и в плоскости социальных отношений обладают особой степенью энерго-информационного воздействия на ту среду жизнеобитания человека, в которой находятся их поэтические и художественные тексты.. это высшее их предназначение – «Дарение» - одна из важнейших услуг, необходимых при большом числе церемоний. В процессе изучения разных культур и народов В. Бахта, профессор Института Материальной культуры им. Миклухо-Маклая предложил термин: «аккультурация»-взаимопроникновение культур в процессе общения племён. От словесного обмена в обрядовом диалоге с его вопросами, загадками и отгадками, словесными текстами, брачными обменами, до обмена материальными благами. Эта первобытная форма обмена не является исключительно экономической, но является фактом, наделённым значением одновременно социальным и религиозным, магическим и экономическим, утилитарным – вещь для использования и относящимся к сфере чувств, трюизмом – вещью для наслаждения, юридическим и моральным.